Photo

lamfadel


Vladimir Lamfadel

Interni confortevoli oltre la moda ed il tempo


Previous Entry Share Next Entry
Чукальский взгляд на дизайн. Часть 1: Начало
Photo
lamfadel

Чукальский взгляд на дизайн. Часть 1: Начало


Существует ли в Казани мода на пространства? Не рекламная, а действительно продвинутая, дизайнерская. О том, какое место столица Татарстана занимает в системе координат интерьерной эволюции, сайту «Собака.ru» рассказал дизайнер-архитектор Олег Чукальский – в узнаваемой академической манере.


Мне задали вопрос: с каким опозданием к нам приходят интерьерные тенденции? Попытаюсь ответить на него и некоторые другие вопросы, возникающие у меня в связи с этими размышлениями. Начну с образно-аллегоричных вариаций. Хочу описать приход к нам интерьерных трендов на примере ротации композиций на наших музыкальных радиостанциях. Ранней весной в Бельгии в топ-чартах появляется вещица известного музыканта. Через три-четыре недели она занимает вершину хит-парадов. Далее в Берлине, Париже, Лондоне, Амстердаме – везде звучит эта музыка на правах супер-хита. Проходит месяц, два, вот уже и лето – только теперь на российских радиостанциях ее начинают анонсировать, как новейший хит лета. Хотя, композиция писалась зимой и для весны. С чувствами и мыслями о приближающейся весне.


Тенденции в дизайне интерьеров, к огромному сожалению, следуют по тому же пути – преодолевая расстояния, пропорциональные просторам нашей родины и временными промежутками в месяцы. Например, эко-дизайн, био-дизайн, необрутализм, манга-дизайн, представляются в СМИ, как сверх модные и супер новые направления, хотя уже давно существуют и получили широкое распространение во всем мире.

image

Но ведь это не в упрек! Мы получаем все же информацию, хотя и с опозданием. Как? Конечно – с выставок, фестивалей и «тематических недель» в городах-колыбелях мировых дизайнерских идей. Во многих случаях, отдельные апологеты трендов дизайна интерьеров привозят в Россию, да и к нам в Казань, новые видения и тенденции из первых рук – с выставок Maison&Objet, iSaloni, 100%Designи других.

image

Но и у нас бывают интересные события, связанные с формированием новых взглядов на дизайн интерьера. Можно говорить об отдельных «впрысках» интерьерных тенденций в российскую действительность и разнообразность бытия. Это европейские выездные выставки, проводимые в Москве, Санкт-Петербурге и реже в некоторых других городах. Есть российские выставки, например, уже зарекомендовавшая себя MosBuild, входящая в пятерку лучших строительных выставок мира: организаторами из года в год выступают иностранные компании, благодаря которым создается возможность для привлечения более мелких или эксклюзивных представителей дизайна интерьерной продукции из-за рубежа. Это способствует слиянию, трансформированию, адаптированию разных культур, видов искусства, стилей, направлений – зарождению и образованию новых идей. Но все же основные тенденции и экстра-новинки можно увидеть только на выставках и фестивалях в Париже, Милане, Лондоне или Нью-Йорке.

image

К счастью, помимо выставок и фестивалей, нас посещают признанные ведущие мастера архитектуры и дизайна интерьеров, которые либо своими проектами в России, либо мастер-классами и обучающими семинарами доносят до нас неординарные и прогрессивные мысли. Филипп Старк, Джорджо Армани, Карим Рашид и многие другие, кто бывает у нас, приносят с собой немало новых видений, сверхкреативных идей, альтернативных взглядов на традиционные вещи. И очень даже бывает приятно, когда приезжающие из-за рубежа таланты, являются нашими соотечественниками, некогда переехавшими в другие страны. Или вернувшиеся, как уважаемый мною Владимир Пирожков.

image

Теперь о наболевшем – отечественном продукте дизайна интерьеров. А конкретнее, что мы имеем в данной сфере в нашем городе. То, что мы можем видеть в большинстве интерьерных проектов наших дизайнеров, уже является готовым продуктом, чуть-чуть адаптированным или просто подкорректированным для какого-то конкретного случая – жилого или общественного интерьера. Но (что важно) продуктом, взятым из каталога или интернета. То есть, это уже кем-то придумано, составлено в композицию, распределено и уравновешено по объемам, эргономике, колористике и другим важным составляющим. Минимум – творчества и дизайнерской работы, максимум – использования чужых мыслей и дизайнерских решений. Конечно, бывают варианты проектов, когда необходимо этому следовать – например, реализация интерьера согласно бренд-буку и фирменному стилю. Но это частные случаи. Я же говорю о «массовом индивидуальном творчестве»: когда используются готовые решения и комплектации в целях беспроигрышности уже испытанного и опробованного варианта. Сразу оговорюсь, это не значит, что наши дизайнеры не в состоянии что-либо сотворить, кроме как заимствовать чужие мысли: многие имеют предпосылки развития таланта в своей области творчества. Это значит, что просто нет практики, нет возможности в полном объеме получать эту самую практику. Нет желания работать для себя, для «набивания руки» и повышения собственного мастерства. Попросту, нет желания развиваться и стремиться. Отсюда и наблюдается отсутствие разнообразия дизайнерской мысли и несмелость в дизайнерских решениях. Хотя чаще, недостаток смелых решений является производной от узости кругозора и недостаточного объема знаний. И конечно оправданиями о недостатке времени, загруженностью работой (учебой, иными занятиями), откладыванием саморазвития на потом с лозунгом «Еще успею!».

image

Вот тут появляются персонажи с позицией типа: я делаю так, как нравится моему клиенту, ведь он за это платит, а раз платит, значит все в порядке, все довольны. Действуя в таком случае в угоду человеку, оправдывая это своей лояльностью к его неосведомленности в вопросах интерьеров, дизайнер, прежде всего, подрывает свой авторитет и ломает творческие начинания. Проявляет себя крайне непрофессионально, компенсируя это якобы «выполненной задачей, которую поставил заказчик» – но любой профессионал, видя недочеты или ошибки в задании и пожелании заказчика, внесет свои коррективы и предложения. Да и работая в полруки, выдавая полупродукт, эдакий «недопродукт» в качестве завершенной дизайнерской мысли, готового дизайн-проекта, он попросту обманывает своего заказчика. Тогда уж лучше просто отправить человека в «магазины готовых дизайн-решений», которые с радостью предоставляют все сразу, без траты времени на творческую работу и мучительные творческие поиски совместно с дизайнером.

image

Хочется затронуть и тему актуальности дизайна вообще, как такового. Есть теории, что прогрессом движет технологическое развитие. Несомненно, неоспоримо и факт. Но важной и неотъемлемой частью является оболочка (форма определяет содержание – помните?), необходимая для объяснения этих новейших технологий. Для подачи, понимания, для первичного впечатления и восприятия. Предмет интерьера или декора мы сначала видим, оцениваем красоту, даже хотя бы на уровне «нравится – не нравится», потом осязаем и углубляемся в функционал и назначение. Когда мастерски, с понимания дизайна, определена форма объекта, который мы рассматриваем, его наполнение кажетсяK только приятным дополнением и неожиданной радостью и гордостью за умную инженерную мысль. Уже потом, в процессе пользования (использования, эксплуатации и так далее), мы выше оцениваем технологическую (читаем – практическую) составляющую. Но ведь первое-то впечатление мы получаем все же от образа, от формы, от дизайна? Да, это так. На мой взгляд, на сегодняшний день, дизайн очень важен, тем более, в эту эпоху развития визуально-информационной восприимчивости социумов. Красиво и эстетично – понятия приобретают больший вес и смысл, наполняют все чаще наше жизненное пространство и окружают нас повсеместно.

Статья в журнале "Sobaka.ru



?

Log in

No account? Create an account